Среда, 28 ноября 2018 14:29

Регистрация и внесение изменений в Уставы поселений

Автор
Оцените материал
(0 голосов)

Устав муниципального образования - основной, важнейший нормативный правовой акт, принимаемый на местном уровне, своеобразная малая конституция на территории муниципального образования.

Свой устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке, обязано иметь каждое муниципальное образование. Устав муниципального образования занимает главное место среди других локальных нормативных актов и является документом комплексного нормативного характера. Он призван детализировать и конкретизировать все, что касается организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования. Все другие акты, издаваемые органами и должностными лицами местного самоуправления, должны соответствовать и не противоречить не только федеральному и региональному законодательству, но и уставу соответствующего муниципального образования.

Правовое значение устава муниципального образования заключается в том, что он является правовым актом, которым муниципальное образование фиксирует свой статус, систематизирует все принципы и основные начала организации и деятельности местных органов власти, определяет предметы ведения, права и обязанности муниципального образования и компетенцию органов местного самоуправления, обеспечивающие осуществление местного самоуправления населением данного муниципального образования.

Государственная регистрация устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав направлена на обеспечение соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации.

Таким образом, государственная регистрация имеет юридическое значение, поскольку влечет правовые последствия для устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав. Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение 7 дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Более того, Федеральным законом № 97-ФЗ предусмотрено, что глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования. Данные сведения включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований.

В соответствии с действующим законодательством государственную регистрацию уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации проводит территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований - территориальные Управления Министерства юстиции Российской Федерации.

II. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

 

Порядок принятия уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования установлен Федеральным законом № 131-ФЗ и включает в себя несколько этапов.

ЭТАП 1 Разработка проекта устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

С инициативой внесения изменений в устав муниципального образования могут выступить депутаты представительного органа муниципального образования, глава муниципального образования, иные выборные органы местного самоуправления, глава местной администрации, органы территориального общественного самоуправления, инициативные группы граждан, а также иные субъекты правотворческой инициативы, определенные уставом муниципального образования.

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

При разработке проекта устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав (МПА) прежде всего, необходимо оценивать актуальное состояние федерального и регионального законодательства.

Следует также обращать внимание на оформление и стиль изложения текста устава и МПА, использовать общепринятые правовые конструкции. При внесении изменений в целях не допущения ошибок и неточностей также следует обращать внимание на изменение нумерации статей или пунктов статей, особенно, если ранее нумерация уже изменялась.

На данном этапе рекомендуется направить проект в Управление для его согласования. Указанная мера позволит выявить и устранить нарушения действующего законодательства, а также правил юридической техники в муниципальном правовом акте еще на стадии рассмотрения проекта и, как следствие, существенно снизить возможность последующего отказа в его государственной регистрации, а также оставления его без рассмотрения и возврата главе муниципального образования (приложение № 2 – заявления о направлении проекта на согласование).

ЭТАП 2. Официальное опубликование (обнародование) проекта устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ проект устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

  ВНИМАНИЕ!
между датой официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта и датой заседания представительного органа муниципального образования, на котором планируется рассмотреть вопрос о его принятии, должно пройти не менее 30 дней.
(более 30 дней допускается)
   

Несоблюдение 30-дневного срока является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации устава (МПА), так как в данном случае нарушается порядок их принятия.

Одновременно с опубликованием (обнародованием) проекта должен быть опубликован (обнародован) установленный представительным органом муниципального образования порядок учета предложений по проекту указанного устава (МПА) (место, время, в течение которого принимаются замечания и предложения граждан), а также порядок участия граждан в его обсуждении (место и время проведения публичных слушаний).

Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Таким образом, если в устав вносятся изменения, предусматривающие приведение устава в соответствие, в форме точного воспроизведения положений Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, то опубликование указанных порядков не требуется.

 

 

                                                                                                    ВНИМАНИЕ!

Опубликование (обнародование) проекта Устава муниципального образования и МПА требуется во всех без исключения случаях.

 

 

ЭТАП 3.   Проведение публичных слушаний.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ обязательной формой участия граждан в обсуждении устава или муниципального правового акта о внесении изменений в устав являются публичные слушания по проекту устава или муниципального правового акта.

На публичные слушания не выносятся проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Таким образом, проекты муниципальных правовых актов о внесении любых других изменений и дополнений в устав муниципального образования, не связанных с приведением положений устава в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами подлежат обязательному вынесению на публичные слушания.

Публичные слушания проводятся в соответствии с порядком организации и проведения публичных слушаний, определенным уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и предусматривающим заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Все предложения и замечания граждан рассматриваются представительным органом муниципального образования, однако при принятии Устава (МПА) представительный орган муниципального образования, обладая в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ исключительной компетенцией на издание указанных актов, самостоятельно принимает решение о необходимости их включения в указанные акты. Т.е. может не согласиться с высказанными гражданами замечаниями и предложениями граждан и признать не целесообразным вносить предложенные ими изменения и дополнения.

Проведение публичных слушаний, а также их результаты фиксируются в протоколе публичных слушаний или ином итоговом документе.

Результаты публичных слушаний подлежат официальному опубликованию (обнародованию) до проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором будет рассматриваться вопрос о принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в сроки, установленные вышеуказанным порядком.

При этом следует учитывать, что соблюдение порядка проведения публичных слушаний, закрепленного в уставе муниципального образования, подлежит проверке регистрирующим органом в процессе государственной регистрации устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

 

ВНИМАНИЕ!

Публичные слушания не проводятся, когда в Устав муниципального образования вносятся изменения и в форме точного воспроизведения положений федерального и регионального законодательства в целях приведения данного устава в соответствие с действующим законодательством.

 

Интересно! Необходимые документы для регистрации изменений в точном соответствии с законом. Все документы в двух экземплярах, прошитые, пронумерованные.

  • Акт об обнародовании  муниципального правового акта (это решение о принятии проекта изменений, период обнародования проекта изменений должен быть не менее месяца);
  • Решение орагана местного самоуправления уполномоченного принимать такие акты "О внесении изменений в устав";
  • Выписка из протокола заседания органа местного самоуправления;
  • документ подтверждающий полномочия лица сдающего документы;
  • диск CD на котором записаны все перечисленные документы;

ЭТАП 4. Принятие устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования представительным органом муниципального образования.

На этом этапе особое внимание следует обратить на порядок проведения сессии представительного органа муниципального образования. Он устанавливается регламентом представительного органа и включает в себя определенные требования к процедуре рассмотрения и утверждения проекта устава (МПА) и к оформлению протокола сессии.

Принятие устава (МПА) находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав (МПА) принимается большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Численность депутатов представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования.

Иначе говоря, необходимо квалифицированное большинство голосов, но не от числа избранных депутатов и не от числа присутствующих на заседании депутатов, а именно от численности депутатов согласно уставу.

В протоколе рекомендуется указывается количество депутатов в соответствии с уставом, фактическое количество депутатов, а также количество присутствующих или отсутствующих на заседании (с указанием причин).

Повестка дня должна точно отображать выносимый на обсуждение вопрос – принятие устава либо принятие решения о внесении изменений и дополнений в устав. Обращаем Ваше внимание на использование корректных формулировок – принимается не «решение о принятии/об утверждении  устава», а сам устав, рассматривается вопрос о принятии устава. Также, рекомендуем использовать формулировку «принятие устава/решения», а не «утверждение», так как исходя из анализа норм Федерального закона № 131-ФЗ, в нем говорится именно о «принятии» как о полномочии (Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения - принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; Статья 35 Представительный орган, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; и т д).

В протоколе (выписке из протокола) необходимо отобразить ход и результат голосования, т.е., «проголосовали – единогласно» или «кто – за, кто - против либо воздержался». Данные сведения необходимы с целью установления соблюдения процедуры принятия устава или акта о внесении изменений. Протокол подписывается председателем представительного органа муниципального образования.

После принятия представительным органом муниципального образования решения о принятии Устава (МПА) оно в течение 10 дней направляется главе муниципального образования для подписания.

Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней.

Данный этап заканчивается формированием пакета документов, представляемого на государственную регистрацию.

ЭТАП 5. Направление устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования на государственную регистрацию.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ Устав (МПА) направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. В случае, если Устав (МПА) представляется на государственную регистрацию не главой муниципального образования, а исполняющим обязанности главы, то к пакету документов прилагается заверенная копия распоряжения (иного акта), подтверждающего возложение на него полномочий в период отсутствия главы муниципального образования.

При представлении документов иным лицом (сотрудником муниципального образования) необходима доверенность от имени главы (и.о. главы) (приложение №1).

ВНИМАНИЕ!

Тексты документов для государственной регистрации Устава и МПА представляются в двух экземплярах, а также на магнитном носителе и должны быть обеспечены защитой от несанкционированного доступа и искажений.

Для государственной регистрации устава муниципального образования в Управление представляются (Приложение 3):

1) устав муниципального образования в двух экземплярах, а также на магнитном носителе;

Устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (печатью местной администрации в случае принятия устава муниципального образования на сходе граждан). Устав муниципального образования содержит титульный лист для проставления штампа государственной регистрации, который включает реквизиты устава муниципального образования и прошивается вместе с его страницами.

Если приводятся карты, схемы, таблицы, то они должны быть оформлены в виде приложений к уставу, а соответствующие пункты должны иметь ссылки на эти приложения;

2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования в двух экземплярах, а также на магнитном носителе (решение представительного органа муниципального образования о принятии устава муниципального образования подписывается Главой муниципального образования и председателем представительного органа муниципального образования и проставляется печать представительного органа муниципального образования);

3) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования (протокол заседания представительного органа муниципального образования подписывается председателем (секретарем) представительного органа муниципального образования, он должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью представительного органа муниципального образования)- в одном экземпляре;

Если на заседании представительного органа муниципального образования рассматривалось несколько вопросов, то допускается представление выписки из протокола;

4) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования (данные сведения рекомендуется представлять в виде информационного письма или непосредственно самого источника официального опубликования устава - газета, брошюры) - в одном экземпляре;

5) сведения о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования (данные сведения рекомендуется представлять в виде протокола проведения публичных слушаний, а также информации об источнике официального опубликования (обнародования) результатов публичных слушаний)- в одном экземпляре.

 

Для государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в Управление представляются (Приложение № 4):

1) муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта (с прошитыми и пронумерованными страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (печатью местной администрации в случае принятия устава муниципального образования на сходе граждан)- в 2 экземплярах, а также на магнитном носителе;

2) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на котором был принят муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования (протокол заседания представительного органа муниципального образования подписывается председателем и секретарем представительного органа муниципального образования, он должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью представительного органа муниципального образования) – в 1 экземпляре;

Если на заседании представительного органа муниципального образования рассматривалось несколько вопросов, то допускается представление выписки из протокола;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования (данные сведения рекомендуется представлять в виде информационного письма или непосредственно самого источника официального опубликования муниципального правового акта- газета и т.д.) - в 1 экземпляре;

4) сведения о результатах публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом (данные сведения рекомендуется представлять в виде протокола проведения публичных слушаний, а также информации об источнике официального опубликования (обнародования) результатов публичных слушаний- справка либо газета)- в 1 экземпляре. (В случае если публичные слушания не проводятся, то документы указанные в пункте 4 на регистрацию не предоставляются).

ВНИМАНИЕ!

При предоставлении МПА о внесении изменений в Устав оригинал устава не предоставляется и штамп о внесении изменений на титульном листе устава не проставляется.

При этом следует учитывать, что председатель представительного органа муниципального образования подписывает решения представительного органа муниципального образования как нормативного, так и ненормативного характера, тем самым удостоверяя окончание рассмотрения принимаемого акта в представительном органе. Подпись Главы муниципального образования завершает нормотворческую процедуру.

Таким образом, на нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования должны быть две подписи в том случае, если глава муниципального образования и председатель представительного органа муниципального образования два разных лица.

В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, то глава подписывает все решения, принимаемые представительным органом муниципального образования единолично. В данном случае на акте будет одна подпись главы муниципального образования.

В случае если глава муниципального образования временно отсутствует, нормативные правовые акты подписываются должностным лицом, уполномоченным на то уставом муниципального образования и актами органа местного самоуправления, при этом в реквизите «подпись» указывается «И.о. главы муниципального образования».

Вопрос о конкретном расположении реквизитов «подпись» на муниципальных актах должен быть решен в каждом муниципальном образовании самостоятельно в уставах этих муниципальных образований в рамках реализации пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

ЭТАП 6. Официальное опубликование (обнародование) устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования после государственной регистрации.

Зарегистрированный устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15).

В соответствии с частью 8 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Однако, если законодательством предусмотрены иные сроки вступления в силу отдельных положений, то это необходимо отражать в муниципальном правовом акте.

Так, изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

В течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта глава муниципального образования обязан направить в Управление сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Указанные сведения направляются в виде письма за подписью главы муниципального образования, либо непосредственно самого источника официального опубликования муниципального правового акта (газета).

Согласно Приказу Минюста России №9 сведения об опубликовании (обнародовании) проекта устава или МПА, в том числе о зарегистрированном устава или МПА, могут содержаться в информационном письме об опубликовании (обнародовании) устава или МПА и (или) непосредственно в самом источнике официального опубликования (газета или сборник) устава или МПА.

III. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом № 97-ФЗ (Министерство юстиции Российской Федерации).

Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 97-ФЗ для государственной регистрации уставов муниципальных образований.

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (далее - регистрирующие органы).

Процедура государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 97-ФЗ, и представляет собой последовательность следующих действий:

 

  1. Представление на государственную регистрацию пакета документов.

В соответствии с Федеральным законом № 97-ФЗ решение о государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования принимается в 30-дневный срок со дня представления документов на государственную регистрацию.

Необходимо учитывать, что Федеральным законом № 97-ФЗ не предусмотрено проведение государственной регистрации отмененных или признанных утратившими силу уставов, муниципальных правовых актов.

Документы, представленные на государственную регистрацию, могут быть возвращены главе муниципального образования в течение 5 рабочих дней со дня поступления их в территориальный орган с указанием причин возврата в следующих случаях:

1) не представлены документы, предусмотренные частью 2 или 4 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ (представлен не полный перечень документов);

2) представленные документы не соответствуют требованиям, установленным частью 3 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ (представлены документы с нарушением требований - не прошиты, не скреплены печатью);

3) устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования направлены в регистрирующий орган лицом, не предусмотренным частью 1 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ (представлены документы не надлежащим лицом).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, представленные для государственной регистрации, могут быть отозваны главой муниципального образования до принятия регистрирующим органом решения об их государственной регистрации или об отказе в их государственной регистрации (т.е. в течение 30 дней со дня поступления в Управление).

Процедура возврата документов, предоставленных на регистрацию, дает возможность исправления недостатков по оформлению документов и последующего их направления на государственную регистрацию.

 

Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

1) противоречие устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав;

3) наличие в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в устав коррупциогенных факторов.

Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (Минюст России), а также в судебном порядке.

 

 

  1. Проверка соответствия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству субъекта РФ.

Все требования к содержанию устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав сводятся к обеспечению его соответствия актам большей юридической силы - Конституции Российской Федерации, федеральным законам, основному закону субъекта РФ, законам субъекта РФ.

При проверке норм устава по их содержанию так же дается оценка тексту устава с юридико-технической точки зрения, оценка обеспечения взаимосвязи нормативных предписаний и их логической последовательности, отсутствия противоречий внутри акта и в системе законодательства, ясность и доступность языка, недвусмысленность предписаний, использование формулировок и терминов, принятых в законодательстве.

Устав, муниципальные правовые акты о внесении изменений в устав рекомендуется считать противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, если они:

- содержат положения, которые прямо противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству;

- регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством не могут регулироваться уставам или муниципальными правовыми актами;

- не регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом и при этом не могут устанавливаться иными муниципальными правовыми актами;

- содержат положения, противоречащие решениям, принятым путем прямого волеизъявления населения муниципального образования.

 

  1. Проверка соблюдения установленного порядка принятия устава и муниципального правового акта о внесении изменений в устав.

При рассмотрении пакета документов, поступивших для регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав, проверяется процедура, порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав.

Под нарушениями установленных требований, касающихся порядка принятия устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав, рекомендуется считать:

- принятие устава или муниципального правового акта ненадлежащим органом местного самоуправления;

- принятие устава или муниципального правового акта представительным органом местного самоуправления или собранием (сходом) граждан при отсутствии необходимого кворума;

- принятие устава или муниципального правового акта без учета мнения населения, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава;

  1. Проверка устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования на наличие в нем коррупциогенных факторов.

 

Управление осуществляет антикоррупционную экспертизу на основании Правил и Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Наличие в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования коррупциогенных факторов является основанием для отказа в их государственной регистрации, о чем информируется глава муниципального образования, и прокуратура для принятия мер прокурорского реагирования.

  1. Подготовка приказа о государственной регистрации или мотивированного решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

 

Управление проверяет соответствие устава муниципального образования (МПА) Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта РФ на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования.

Устав, МПА считаются зарегистрированными с момента принятия решения о государственной регистрации, присвоения государственного регистрационного номера и занесения в государственный реестр уставов муниципальных образований.

В случае государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования на первой странице (титульном листе) ставится штамп государственной регистрации и печать, так же, как и на оригинале устава.

Датой государственной регистрации Устава (МПА) считается день внесения сведений о них в государственный реестр уставов муниципальных образований.

Один экземпляр зарегистрированного устава или МПА вручается главе муниципального образования под роспись или сотруднику муниципального образования по доверенности (лично) либо направляется почтовой связью заказным письмом в 5-ый срок со дня принятия решения о государственной регистрации.

В случае, если в результате проверки, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта РФ, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.

Заключение об отказе в государственной регистрации в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования с одним экземпляром представленных на государственную регистрацию документов.

 

Кроме того, копия заключения об отказе в государственной регистрации Устава (МПА) направляется в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.

 

ВНИМАНИЕ!

Принятие Управлением решения об отказе в государственной регистрации устава/МПА не является препятствием для повторного представления Устава/МПА для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении.

  1. Предоставление сведений из государственного реестра уставов муниципальных образований и реестра муниципальных образований.

 

В соответствии с приказом Минюста России от 14.02.2008 № 31 «Об утверждении положения об организации работы по ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде» Управлением ведется государственный реестр уставов муниципальных образований и реестр муниципальных образований, в которые включаются прошедшие государственную регистрацию уставы муниципальных образований и муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы, а также включаются все муниципальные образования субъекта РФ.

Реестры ведутся в электронном виде с использованием подсистемы «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России. Государственные реестры уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде представляют собой государственный информационный ресурс, содержащий в электронном виде тексты уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, дополнительные сведения, а также сведения о муниципальных образованиях.

Данный информационный ресурс обеспечивает предоставление оперативного доступа к полной и достоверной информации всем заинтересованным лицам в соответствии с их правами.

Сведения, содержащиеся в государственном реестре, предоставляются в 30-дневный срок территориальными органами Минюста России физическим и юридическим лицам по письменным запросам, составленным в произвольной форме, в соответствии с Положением о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него, утвержденным приказом Минюста России от 24.08.2005 № 139.

Кроме того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.04.2012 № 344 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации», сведения из реестра предоставляются территориальными органами в виде выписки из реестра на основании письменного заявления (обращения) заинтересованного органа или лица в 30-дневный срок со дня поступления заявления. В случае отсутствия в реестре запрашиваемой информации заявителю в указанный срок выдается (направляется) соответствующая справка.

Доступ к реестру обеспечивается через официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации в сети Интернет.

Приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта РФ осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта РФ указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта РФ определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта РФ, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать 6 месяцев.


ВНИМАНИЕ!

Срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом не должен превышать 6 месяцев.


 

После государственной регистрации один экземпляр устава или МПА и необходимые для государственной регистрации документы хранятся в регистрационном деле устава муниципального образования в архивном фонде постоянного хранения.

В случае утраты подлинника устава муниципального образования, подлинника муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования регистрирующий орган по заявлению главы муниципального образования в течение 30 дней со дня поступления такого заявления выдает заверенную копию устава муниципального образования, заверенную копию муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования (статья 5.1 Федерального законно № 97-ФЗ).

Прочитано 74 раз Последнее изменение Пятница, 11 января 2019 13:43
Другие материалы в этой категории: Рекомендации по оформлению уставов »

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.