Муниципальные правовые акты

РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

Муниципальный нормативный правовой акт (далее по тексту – муниципальный акт, акт) является одним из видов нормативных правовых актов и характеризуется всеми свойствами правовых акт

Федеральный закон № 131-ФЗ (статья 43) определяет систему муниципальных правовых актов, в которую входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном
референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое
действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные
муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального
образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Предпроектная работа по подготовке муниципального акта является важной
стадией муниципального нормотворческого процесса и осуществляется в несколько этапов:
1. Оценка целесообразности и необходимости принятия муниципального
акта; анализ и оценка текущего состояния правового регулирования в той сфере
общественных отношений, которая подлежит регламентации муниципальным актом; оценка регулирующего воздействия проектируемого муниципального акта выявление и анализ социальных, финансово-экономических, коррупционных, экологических рисков и негативных последствий, которые могут возникнуть после
принятия правового акта, определение мер по их минимизации.
На данной стадии, с целью недопущения противоречий, несогласованности
муниципальных актов между собой, целесообразно готовить по каждому проекту
муниципального акта справку об уже действующем правовом регулировании по
соответствующему вопросу.

В зависимости от состояния нормативного регулирования правоотношений,
относящимся к теме проекта муниципального акта, необходимо выявить, можно ли
ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые муниципальные акты или необходимо подготовить новый муниципальный акт.
2. Формирование концепции муниципального акта, которая определяет:
форму акта, его наименование;
круг должностных лиц и других привлекаемых специалистов, непосредственно ответственных за подготовку текста проекта;
предмет правового регулирования;
круг лиц, подпадающих под действие муниципального акта;
примерное содержание проекта, его структуру;
перечень муниципальных актов, которые необходимо принять, изменить или
признать утратившими силу (отменить) в связи с принятием данного муниципального акта.
3. Подготовка обоснования принятия муниципального акта, в т.ч. финансовоэкономического (с указанием источников и объемов финансирования).
При подготовке концепции и обоснований проекта муниципального акта могут создаваться рабочие группы, комиссии, в состав которых включаются представители общественности, депутаты, должностные лица местного самоуправления,
специалисты и т.д.
Такой порядок предпроектной работы может быть закреплен в уставах муниципальных образований, в регламентах представительных органов, а также в специальных актах представительных или исполнительно-распорядительных органов
о порядке подготовки муниципального акта.

При разработке проектов правовых актов необходимо учитывать положения
статьи 46 Федерального закона № 131-ФЗ, устанавливающие перечень субъектов
правотворческой инициативы, которые могут вносить на рассмотрение проекты
муниципальных актов. Проекты муниципальных актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой
местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан. Данный перечень субъектов не является
исчерпывающим. Иные субъекты правотворческой инициативы могут устанавливаться уставом муниципального образования.
Структуру органов местного самоуправления образуют: глава муниципального образования, представительный орган муниципального образования, местная
администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и
выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.
Полномочия органов местного самоуправления определены:
1) в Федеральном законе № 131-ФЗ;
2) полномочия по решению вопросов местного значения установлены уставом
муниципального образования в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ;
3) полномочия предусмотрены федеральными законами специальной компетенции (например: Градостроительный кодекс).


Печать