Претензия

Претензионный порядок

Претензия - это  письменное требование одной стороны обязательства (договора) к другой стороне об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работы, а также выполнении иного обязательства.

Претензионный порядок урегулирования спора может быть предусмотрен либо законом, либо договором (контрактом) и его соблюдение является обязательным условием для передачи спора на рассмотрение суда, его можно охарактеризовать досудебный порядок урегулирования спора, направленный на удовлетворение требований сторон обязательства  об уплате долга, о возмещение убытков, уплате штрафных санкций и иных требований при неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств.

И несоблюдение претензионного порядка урегулирования спора, когда такой порядок предусмотрен законом либо договором, может явиться основанием для оставления искового заявления без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ).

Отменить обязательный досудебный порядок разрешения споров стороны в договоре не могут.

Но договором можно предусмотреть иной срок (например, уменьшить или увеличить срок рассмотрения претензии) и порядок ведения претензионной работы (например, направлять письма в несколько адресов, направлять претензии на адрес для почтовой корреспонденции, а не на юридический адрес, направлять претензии ценными письмами с описью вложения или нарочно и т. д.). В данном случае условия и сроки ведения претензионной работы будут иметь приоритет по отношению к общему правилу, предусмотренному законом (например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.04.2017 № Ф03–585/2017 по делу № А73–9608/2016, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.03.2017 № Ф03–1133/2017 по делу № А73– 507/2017, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.03.2017 № Ф03–747/2017 по делу № А73–10899 /2016).

Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, абз. 7 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ).

В следующих случаях претензионный порядок соблюдать не требуется, если рассматриваются дела:
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение (гл. 27 АПК РФ);
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (гл. 27.1 АПК РФ);
- о несостоятельности (банкротстве) (гл. 28 АПК РФ);
- по корпоративным спорам (гл. 28.1 АПК РФ);
- о защите прав и законных интересов группы лиц (гл. 28.2 АПК РФ);
- приказного производства (гл. 29.1 АПК РФ);
- связанные с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов (гл. 30 АПК РФ);
- о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 31 АПК РФ),
а также при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 52, ст. 53 АПК РФ).

Основанием для подготовки претензии является неисполнение или ненадлежащее исполнение условий обязательства со стороны поставщика (исполнителя, подрядчика), к которым относятся:
- нарушение сроков поставок, работ (услуг);
- нарушение объемов поставок, работ (услуг);
- нарушение ассортимента поставляемого товара;
- нарушения качества выполняемых работ (услуг);
- поставка некачественного товара;
- заключение контролирующих органов, о нарушении отдельных положений Контракта;
- другие нарушения условий Контракта.

Претензия должна быть составлена правильно и сделать это не составит особого труда. Составляется она по правилам деловой переписки на фименном бланке, если такового нет, то хотя бы должны быть все реквизиты организации. Печать ставится при наличии. Ставится дата и регистрационный номер.

Сделать её нужно в двух экземплярах, чтобы один остался у вас на руках. Обязательно вставить название документа "Претензия" или "Досудебная претензия"

И чтобы в дальнейшем не было недоразумений, в тексте претензии надо указать все то, чтобы вы указали в исковом заявлении. Можно и нужно ссылаться на нормы закона и пункты договора, которые по вашему мнению нарушены.


Печать